Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Братья и сестры! Поздравляем с великим праздником Обрезания Господня! Хотелось бы обратить ваше внимание, что сегодня вместе с воспоминанием священной истории детства Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, празднуется память великого святителя Христовой Церкви, архипастыря и вселенского учителя, Василия Кесарийского, и его святой матери, Эмилии. И на примере матери и сына Церковь преподаёт нам особенный урок благочестивой жизни.
В житии святой Эмилии повествуется, что в юности она отличалась редкой красотой, но, будучи глубоко верующей, готовила себя к безбрачию. Однако она рано осиротела, отец ее принял мученическую смерть при императоре Ликинии. В то время весьма часто одиноких девиц похищали для насильственно-го замужества. Опасаясь этого, Эмилия вышла замуж за адвоката Василия, впоследствии ставшего иереем. Василий стал избранником Эмилии по той причине, что был известен как образованный и благочестивый человек. Святитель Григорий Богослов пишет, что их супружество состояло не столько в плотском союзе, сколько в обоюдном стремлении к добродетели. Они заботились о нищих, принимали странников, значительную часть своего имущества тратили на благотворительность. Господь благословил Эмилию многочадством, у нее было 10 детей. Ее почитают как мать, взрастившую пятерых святых – Василия Великого, епископа Кесарии Каппадокийской, Григория, епископа Нисского, Петра, еписко-па Севастийского, преподобную Макрину и праведную диаконису Феосевию.
Святой Григорий Богослов с восторгом говорил об Эмилии: «Она подарила миру столько и таких светильников, сыновей и дочерей, брачных и безбрачных; она счастлива и плодовита как никто. Три славных священника, одна участница в тайнах священства, и прочие – лик небожителей. Изумляюсь, какая это богатая семья Эмилии! Благочестивая кровь Эмилии — собственность Христа; таков корень! Превосходнейшая! Вот награда твоему благочестию: слава сыновей твоих, с которыми у тебя одни желания».
Зададимся вопросом: как в одной единственной семье было воспитано столько великих святых? Трое святых епископов, из которых Василий Великий и Григорий Нисский – одни из главных представителей богословской мысли Золотого века церковной письменности?
Важно понимать и на примерах жизнеописаний святых семейств узнавать, каковы основные ценности в христианской семье, позволяющие приобщиться к святости христианской.
Семья в христианстве осознаётся как домашняя церковь. В ней главными
движущими силами к воспитанию духовности являются мир, любовь, единодушие и согласие супругов.
Ту христианскую ревность, которой с детства Эмилия, как дочь мученика, имела по Богу, она смогла воспитать в своих детях. И это самое лучшее средство воспитания – собственный пример родителей. Добродетельная жизнь во Христе священника Василия и святой Эмилия были тем благотворным и благородным подвигом, за которым последовали их дети. Нужно знать, что эта семья не была обделена от Бога никаким благом – они жили и в богатстве, и в почёте, и отличались благородством рода. Но главное их богатство было богатство истинной христианской веры и неподдельного благочестия.
Немаловажно нам, христианам XXI века, узнать, как разумно и добродетельно воспитывала своих детей святая Эмилия.
Эта святая мать увидела, что в языческих древнегреческих произведениях много мыслей и картин, оскорбительных для чистой души. Потому она приняла за учебные книги священные песни Давида и притчи Соломона. Из них выбирала она некоторые места молитвенные или хвалебные, или с уроками жизненной мудрости, и заставляла выучивать их наизусть. Так, чем бы ни занимались дети, священные стихи наставления были и постоянными их спутниками.
Святая Эмилия также учила детей и пению, но всегда руководствовалась одним правилом: все, что могло оставлять в юной душе впечатления гнилости и смрада нравственного, мать удаляла от взора и слуха юности.
Многие матери сами водили детей в театр и амфитеатр. Не так поступала Эмилия: она признавала, что то уже привносит невознаградимый вред душе от театральных сцен, что они отлучают её от любви к труду и приучают к легкомыслию и рассеянности («Театр – открытая школа невоздержания», говорит Василий Великий. Беседа четвертая на Шестоднев). Она обучала детей к различным работам по домашнему хозяйству, тем более, что труд физический укрепляет здоровье. После домашних занятий Эмилия водила дочь в храм Божий слушать священные песни и молитвы.
Святитель Василий Великий, память которого мы ныне совершаем, свидетельствовал о своём добром воспитании, что при всей великой образованности, которую впоследствии приобрёл в школах Кесарии Каппадокийской, Константинополя и Афин, правильные понятия о Боге и Церкви Божией получил он в семье, от блаженной матери своей и бабушки Макрины. И никогда впоследствии не менял своих взглядов, а только более в них углублялся. Впоследствии, понимая и убедившись на личном опыте, что
основы жизни закладываются в детстве, святитель уделял много внимания воспитанию и обучению детей. Главное в педагоге, по мысли святителя, отеческое отношение к обучаемым. Он сравнивал душу ребёнка с виноградником, который нужно заботливо и умело возделывать, чтобы получить добрый плод. Надеемся, что житие блаженной Эмилии будет уроком всем нам в единственно правильном воспитании и образовании детей. Важно осознавать, что ни детский сад и школа, ни секции спортивные или ещё какое-либо дополнительное образование не заменят детям родительское воспитание. Именно на папах и мамах в наши дни лежит социальная ответственность за воспитание своих чад. Потому усвоим себе урок житий святой Эмилии и её великого сына, святителя Христова Василия. И будем молить Бога даровать нам мудрости и разума набраться сил телесных и душевных для успешного воспитания достойных сынов отечества. Аминь.